ЕЩЁ РАЗ ТЕМ, КТО МНЕ НАЧНЁТ ЗАЛИВАТЬ В РАЗГОВОРЕ О ПЕРВООЧЕРЕДНОЙ ВАЖНОСТИ КАРМЫ В СЕГОДНЯШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. Праюдх Паютто. Камма в учении Будды Следующие слова Будды чётко обозначают буддийскую позицию: «Послушай, Сивака. Бывает так, что некоторые чувства возникают из-за желчи… из-за слизи… из-за внутренних ветров… из-за комбинации телесных жидкостей… из-за перемены времён года… из-за неаккуратного ухода за телом… из-за жёсткого обращения… из-за результата каммы. Поэтому те жрецы и отшельники, которые имеют воззрение: «Что бы человек ни испытывал - удовольствие, боль, или ни-удовольствие-ни-боль - всё это полностью обусловлено тем, что было сделано им прежде» - упускают то, что они знают сами, упускают то, с чем соглашаются в миру. Поэтому я говорю, что такие жрецы и отшельники ошибаются». Эти слова говорят о том, что не стоит всё валить на камму, целиком относя её к прошлому. Такое воззрение поощряет бездействие. Вы пассивно ждёте результатов старой каммы и принимаете вещи такими, какие они есть, не пытаясь размышлять над тем как их исправить или улучшить. Это пагубное воззрение, как можно видеть из вышеприведённых цитат слов Будды. Также в вышеупомянутом отрывке важно то, что Будда подчёркивает усердие и мотивацию как важнейшие факторы в определении этической ценности этих различных учений о камме. Будда не отрицал важности прошлой каммы, поскольку она играет роль в процессе причин и следствий, оказывая тем самым влияние на настоящий момент в качестве одного из определяющих факторов. Но это просто одно из условий, а не сверхъестественная сила, которой нужно полностью пассивно подчиниться. Это поможет прояснить понимание принципа взаимозависимого возникновения и процесса причин и следствий.

Теги других блогов: буддизм этика камма